Социология конфликта: технологии управления конфликтами

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социологии РАН

Научно-образовательный центр

 

Московская Школа Конфликтологии

Исследовательский комитет «Социология конфликта»

Российского общества социологов

 

  Л.Н.Цой

Программа курса повышения квалификации

«Социология конфликта: технологии управления конфликтами»

(Программа курса предназначена для:   социологов, преподавателей конфликтологии в вузах, для менеджеров, управленцев, психологов, консультантов по управленческому консультированию, муниципальных работников, лидеров общественных движений и политических организаций).

 

  1. Общее описание курса

         Слушателям курса предлагается Программа повышения квалификации в области практической конфликтологии, разработанная   в контексте разрабатываемого профессионального стандарта «Конфликтолог» в России.

Курс построен на принципах системодеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и   инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление. Авторский курс с 1998 года   апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана.   Отзывы [1]

Главный принцип курса – практическая целенаправленность.

 

Основополагающие принципы курса:

  • Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
  • Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
  • Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.
  1. Цели и задачи курса

Практическая цель курса - формирование конфликтологической компетентности.

Методическая цель курса - раскрыть специфику междисциплинарного подхода к исследованию конфликтов, обнаружить лакуны и дефицит теоретических знаний у слушателей для дальнейшего профессионального развития в области практической конфликтологии.

Главные задачи:

  • получить знания, навыки перевода естественных (Е) процессов в искусственный (И) процесс, решая проблемы в конфликтах, развиваясь профессионально и деятельностно;
  • формирование стрессоустойчивых и конфликтоустойчивых качеств в конфликтах.
  1. Методические и практические результаты курса:
  • получить знания о специфике конфликтов на микро,-мезо и макроуровнях;
  • раскрыть специфику исследования конфликтов из разных областей знаний;
  • познакомиться с аналитическим циклом исследования конфликтов;
  • получить навыки мыследеятельностного подхода к анализу конфликтов;
  • раскрыть специфику межпозиционного конфликтного взаимодействия;
  • освоить конфликт- метод, как   профессионально организованный метод в коммуникации, позволяющий проявить скрытый конфликтный материал;
  1. Методы обучения

         В основу повышения квалификации принципы   инновационных и орг-деятельностных игр, а потому курс представляет собой экспериментальную площадку, на которой игротехнический режим, тренинги, консультации, разбор кейсов, мини-лекции, дискуссии и интерактивная коммуникация   являются основными методами.

Активность и заинтересованность   строится на мотивации слушателей, которые рассматривают/анализируют только те конфликтные ситуации и конфликты, которые им предстоит разрешать в реальной деятельности.   Вопросы и задачи «берутся» только из реальной практики.

Для качественного усвоения материала, на курсе разворачивается визуальный ряд,   схемы, рисунки, диаграммы для того, чтобы излагаемый материал стал более наглядным и доступным для понимания и освоения слушателями.

Итогом работы является Программа и Проект разрешения конфликтов,   которые слушатели привлекут как материал для анализа.

         Базовым учебным материалом для курса является авторская монография Цой Л.Н. «Практическая конфликтология» (2000 г) и «Организационный конфликтменеджмент (2007 г.) [2][3]

         Каждый слушатель сам формирует свою информационную базу, на основании поставленных им на курсе задач. Основная и дополнительная литература представлена ниже.

Темы мини-лекций:

  1. Антропологический конфликт: по вертикали и по горизонтали  
  2. Внутриличностные конфликты
  3. Градостроительные конфликты
  4. Диагностика конфликта
  5. Инновации и конфликты: две стороны одной медали под названием «развитие»
  6. Информационная война как форма виртуального конфликта  
  7. Информационные и конциентальные войны в борьбе за будущее
  8. Картография конфликта  
  9. Конструктивные функции конфликта
  10. Конфликт: уровни, формы, функции и процессы
  11. Конфликт-менеджмент Ф.Глазла  
  12. Конфликтогенные факторы
  13. Конфликтологическая компетентность
  14. Конфликтологическая экспертиза
  15. Конфликтологический мониторинг
  16. Конфликтология как научная дисциплина: междисциплинарность и полидисциплинарность  
  17. Конфликты в малых группах
  18. Конфликты в процессе командообразование
  19. Корпоративные конфликты
  20. Критика как конфликтогенный фактор: диалектика критики и догмы
  21. Манипуляции в конфликте  
  22. Медиация: технология и Закон
  23. Менеджер в конфликте  
  24. Место конфликта в корпоративной культуре организации  
  25. Методы дистанцирования субъекта от «конфликта»
  26. Организационный конфликтменеджмент: инструменты управления конфликтами
  27. Педагогическая конфликтология
  28. Переговоры и переговорный процесс как форма и способ обеспечения взаимодействия сторон.  
  29. Принципы вмешательства в конфликты  
  30. Противодействие манипулятору  
  31. Профессиональное и личностное самоопределение в конфликте  
  32. Профессионально-этический кодекс конфликтолога
  33. Профессиональный стандарт «Конфликтолог»
  34. Ресурсы в конфликте  
  35. Рефлексивное управление конфликтами  
  36. Ролевые конфликты
  37. Стереотипы о конфликтах
  38. Теоретические модели выхода из конфликта
  39. Технологический цикл аналитики конфликта  
  40. Трансформация конфликта
  41. Трудовые и обобщенные функции конфликтолога
  42. Что такое конфликтоген?  
  43. Этапы конфликтной ситуации
  44. Этапы эскалации конфликта  
  45. Общий план занятий (указать темы, кол-во часов):

 

№*

Тема

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Общая длительность темы (ак.ч.)

Лекционное занятие (ак.ч.)

Игры, тренинги, семинарское занятие (ак.ч.)

Материалы для чтения (ак.ч.)

Контроль по теме (ак.ч.)

1

Введение в курс

2

-

2

 

4

2

Организация процесса диагностики конфликтов: методология, методы, интерпретация

6

24

2

8

40

3

Самостоятельная работа над Проектом

-

-

12

10

22

4

Контрольная работа, защита Проектов

-

6

-

-

6

 

Итого:

 

 

 

 

72

 

Ш. Тематический план (с кратким описанием каждой темы)

 

Тема 1. Введение в курс

Название темы

Введение в курс. Постановка целей и задач.

Краткое описание

В данной теме рассматривается основные принципы и подходы методики диагностики и анализа конфликтов. Дается краткий экскурс в историю становления конфликтологии в России, делается обзор   основных современных подходов   организации исследования конфликтов, даются определения и рабочие представления о конфликтах на всех уровнях.  

Лекционная часть (указать подтемы)

Современные парадигмы в социологии, психологии, культурологии, истории о конфликтах. Различия между натуралистическим и деятельностным подходами.     Общая профессиональная подготовка конфликтологов в контексте профессионального стандарта «Конфликтолог

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Обсуждение знаний, парадигм и подходов   западных и российских исследователей в области конфликтологии.   Дискуссии.

Виды контрольных мероприятий

Два текста об одном конфликте: натуралистический и деятельностный подходы.

 

Тема 2.Организация диагностики, мониторинга и исследования конфликтов, конфликтологическое консультирование.

Название темы

Организация диагностики, мониторинга и   исследования конфликтов,   конфликтологическое   консультирование.

Краткое описание

Будут сформулированы темы и рассмотрены вопросы работы с конфликтным материалом, поставлены задачи, уточнены способы конфликтологической работы, количественные и качественные методы анализа конфликтов Ключевые исследовательские вопросы, первичные гипотезы, модель выборки.

Лекционная часть (указать подтемы)

Межпозиционный взгляд на конфликты. Стереотипы и отношение к конфликтам в России.   Критика   и проблематизация конфликтного   материала.   Факты и рассказы/интерпретации в конфликтах.   Специфика гипотез в качественных методах исследования (иллюзия «чистого листа». Теория и практика: противоречия и содержательная связь между теорией и практикой.

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Как сформулировать основную исследовательскую задачу в конфликтах. Язык и текст описания конфликтов.  

Виды контрольных мероприятий

Построить онтологию конфликта. Раскрыть   три конфликтных процесса: в деятельности – коммуникации - мышлении.

 

Тема 3. От эмпирики к классификации конфликтного материала.

Название темы

От эмпирики к классификации конфликтного материала.

Краткое описание

Вы узнаете, как осуществить переход от эмпирического материала к аналитическому материалу. Как строить конструктивную коммуникацию с разными позициями, ролями и функциями. Какие навыки, знания и компетенции важны на этапе перехода от эмпирического материала к исследовательскому. Что представляет собой процесс профессионального и личностного самоопределения в конфликтах.

Лекционная часть (указать подтемы)

Дистанция и установки в конфликтах. Рефлексивный выход и рефлексивные системы Способы преобразования ключевых исследовательских вопросов в тематический вопросник для исследовательского интервью

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Эта часть занятий будет посвящена актуальным вопросам работы по обработке эмпирический данных.   Как управленчески верно поставить задачи исследования. Чему доверять и как проверять факты. Манипулятивные модели коммуникации.   Как доверять своей интуиции в процессе интервью?   Что представляет собой конфликт-метод, как диагностический метод. Чем отличается диагностика от исследования конфликтов. Задания и упражнения по самоопределению и выбора профессиональной позиции

Виды контрольных мероприятий

Технология   перехода от эмпирического материала к исследовательскому.

 

Тема 4.Технологический цикл аналитики конфликта.

Название темы

Технологический цикл аналитики конфликта.

Краткое описание

В данной теме вы узнаете о том, как организовать первичный материал с учетом технологического цикла аналитики конфликта.   С чего надо начинать исследование конфликта. Источники информации и многопозиционные взгляды на конфликты.       Как выбрать схему анализа конфликта?  

Лекционная часть (указать подтемы)

Основные проблемы   выбора схемы анализа первичных данных.   Отделение фактов от эмоций и установок исследователя: проблема   беспристрастности и дисциплинированности на этапе анализа результатов. Содержательно-логическая связь между всеми блоками технологического цикла аналитики конфликта.

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Интерпретация и анализ полученных данных. Мониторинг и исследование конфликтов. Поиск проблемы, противоречий и формулировка управленческих задач.  

Виды контрольных мероприятий

Описание конфликта в контексте технологического цикла аналитики конфликтов и формулировка практических задач на каждом этапе. Подходы к разработке Программы и Проекта разрешения конфликта

 

Тема 5.Программа и проект разрешения конфликтов.

Название темы

Программа и проект разрешения конфликтов.

Краткое описание

На данном занятии слушатели должны представить Программу и Проект разрешения конфликтов в деятельности.  

Лекционная часть (указать подтемы)

---

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

---

Материалы для чтения

---

Виды контрольных мероприятий

Презентация и рефлексивное обсуждение результатов повышения квалификации на курсе.

 

 

Список основной литературы

Абдуллина М.Конфликт в работах В.С. Дудченко и Л.Н. Цой: попытка осмысления. http://conflictmanagement.ru/konflikt-v-rabotah-v-s-dudchenko-i-l-n-tsoy-popyitka-osmyisleniya

Алексеев Г.Н. Проектирование и рефлексивное мышление.http://conflictmanagement.ru/proektirovanie-i-refleksivnoe-myishlenie

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Аронсон О.В. Конфликты и сообщества (о политической функции в высказывании) – В кн. Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001.

Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. — М., 1991.

Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004.
Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. — Калуга : Духовное познание, 2002.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.

Громыко Ю. Лекция «Консциентальное оружие и консциентальные войны». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2007.02.25. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2007/782

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994. — № 5.
Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993.
Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. — Таллинн: Валгус, 1989; Программа инновационной игры. — Таллинн: Валгус, 1989.
Дудченко В. С.Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. — М.: Кватро-Принт, 2004.
Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта // Социологические исследования, 1996. — № 10.
Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед . агентство, 1995.
Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма // Социологические исследования, 1993. — № 8. — С. 21–23.
Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2001.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта. http://conflictmanagement.ru/fundamentalnyie-problemyi-sotsiologii-konflikta

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты впостсоветском пространстве. М.,1996.
Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал, 1994. — № 2.
Зиновьев А. Логическая социология. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Агентство «Социальный проект», 2011.   С. 512. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 г.

Козер Л. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. — М.: Наука, 1991.

Лапин Н.И. Конфликтно-реформируемое общество//Социальный конфликт. – М.: 1996. №1. С. 3–17.

Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. — М., 1973.
Лефевр В.А. Алгебра конфликта.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Меерович М. Конфликт двух методологических подходов к административно-территориальному районированию: «генетического» и «телеологического»//«ГЕНЕТИКИ» И «ТЕЛЕОЛОГИ» — ДИСКУССИЯ О РАЙОНИРОВАНИИ СССР// «Архитектон: известия вузов» № 40 Декабрь 2012.http://conflictmanagement.ru/konflikt-dvuh-metodologicheskih-podhodov-k-administrativno-territorialnomu-rayonirovaniyu-geneticheskogo-i-teleologicheskogo

Льюис Д. Стресс-менеджер / Пер. с англ. Серия «Технология управления и менеджмента». — М.: Рефл-бук, ООО «Издательство АСТ», 2001.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979.
Никаноров С. П., Кучкаров З. А., Коваль А. Г., Костюк А. В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. — М.: Концепт, 1995. — № 3.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара // Под ред. В. С. Дудченко. — М.: ИКАР, 1998.

Организационно-деятельностные игры. / ред. -сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. – М. 2001.

Пископпель А. А. Теория конфликта и оргконфликтный подход // Кентавр, № 38 — май 2006.
Пископпель А. А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопросы психологии, 2002. — № 6.

Пископпель А. А. Конфликтная ситуация с позиционно-ролевой точки зрения.http://conflictmanagement.ru/konfliktnaya-situatsiya-s-pozitsionno-rolevoy-tochki-zreniya

Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, Т.2. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Пригожин А. И. Анатомия организационного конфликта // Организация: системы и люди. — М., 1983.
Пригожин А. И. Границы управляемости организационными системами // Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения Т. М. Дридзе. Москва, 5–6 октября 2005 г. / Редколлегия: А. В.Тихонов (отв. ред.) и др. — М.: ИС РАН, 2006.
Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.

Ренард А. Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвоватьhttp://conflictmanagement.ru/menedzher-i-konfliktyi-izbegat-nelzya-uchastvovat

Сергейцев Т.Замысел русской конфликтологииhttp://conflictmanagement.ru/zamyisel-russkoy-konfliktologii

Солодухин Ю. Методология социального познания А.А.Зиновьеваhttp://conflictmanagement.ru/metodologiya-sotsialnogo-poznaniya-a-a-zinoveva

Хасан Б. И.   Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.: ил.

Хасан Б. И.   Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! Монография. — М.: Бонфи, 2001
Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. — М.: Изд-во ООО ИЦП «Глобус», 2001.
Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.:Книжный мир, 2007.
Цой Л.Н. Конфликтологические идеи в пространстве оргдеятельностных игр.http://conflictmanagement.ru/konfliktologicheskie-idei-v-prostranstve-organizacionno-deyatelnostnyx-igr

Цой Л.Н.Является ли конфликтология наукой?http://conflictmanagement.ru/smd-podhod-v-stanovlenii-i-razvitii-rossiyskoy-konfliktologii

Цой Л.Н.Идеи о конфликте: от естественно-научного подхода к искусственно-техническому.http://conflictmanagement.ru/idei-o-konflikte-ot-estestvenno-nauchnogo-podhoda-k-iskusstvenno-tehnicheskomu

Цой Л.Н.Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инновацийhttp://conflictmanagement.ru/konflikt-kak-sushhestvennaya-harakteristika-sotsialnyih-vzaimodeystviy-v-usloviyah-innovatsiy

Шайхутдинов Р. Г.Конфликтология: программа построения гуманитарной дисци
Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.9 (1). — М., 2004.

Щедровицкий Г. П.Принцип натурализма» и «принцип деятельностиhttp://conflictmanagement.ru/printsip-naturalizma-i-printsip-deyatelnosti

Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1).

Щербина В. В. Социальные теории организации: Словарь. — М.: ИНФРА, 2000.

Щербина В. В. Исследование и диагностикаhttp://conflictmanagement.ru/issledovanie-i-diagnostika
Ядов В. А. Сценарии развития будущего России. Интервью брал Борис Докторов // http://club.fom.ru/article.php?id=14.

 

 

[1]http://conflictmanagement.ru/otzyvy

[2]http://conflictmanagement.ru/kniga-tsoy-l-n-prakticheskaya-konfliktologiya

[3]http://conflictmanagement.ru/kniga-tsoy-l-n-organizatsionnyiy-konfliktmenedzhment-111-voprosov-i-111-otvetov

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика